Тогда, лет 20 назад, дизтопливо массово звали соляркой, и не без оснований. Оно было кошмарного качества, если не всегда, то удручающе часто.
Не зря на рынок России самые верные дизелю бренды не спешили выводить свои лучшие модели. Стоило даже очень неосведомленному в делах технических маркетологу и менеджеру по продажам один раз побывать на настоящей заправке russian zapravka, как он понимал: рано, слишком рано сюда – без лома. Другие-то методы не сработают.
А лом – работал! Сколько закисших плунжерных пар он вернул к счастливой супружеской жизни!
Конечно, эти трудяги вкалывали на старых ТНВД, и сами были не особенно-то прецизионны, и зазоры имели… такие, что в десятках микрон можно вымерять. Следствием больших зазоров был жутчайший обратный сброс топлива, иными словами, «разношенный» ТНВД уже почти не перекачивал топливо, половина потока и даже более могла уходить в обратку. Но даже так примитивная техника, грязная как свинья в черноземе, — работала.
Если в недрах примитивного топливного насоса высокого давления – ТНВД — древнего МАЗа или КрАЗа вода делала своё чёрное дело, то есть внедрялась в дизельное топливо и уничтожала защитную пленку, прецизионная пара переходила в режим сухого (или полусухого) трения. Тут ничего не изменилось за двадцать лет.
Дальше тоже понятно: прецизионная пара «зависала». Клинило ее.
Ну и что? И где же тут катастрофа? И какой это безрукий «ямщик» в степи замерз? Он всего-то начал бурно материться. Он вынужденно остановился на обочине, потому что мотор совсем ослаб.
А дальше…
Конечно, задиры не исчезали. Герметичность не делалась «как у новой». Так называемая «обратка» — потери при перекачке насосом – становилась огромной. Про экологию, стабильность режима работы мотора по давлению – умолчим. Не та тема.
Но это вот уж действительно тот случай, когда чем хуже, тем лучше!
Финал этой серии: древние дизели тоже боялись воды, но так… несильно, не насмерть. Стимулирование помогало многократно. Годами техника ездила без ремонта, вот только стимул всегда был у водителя под рукой и требовался все чаще.
К ремонтникам техника попадала не из-за гибели, а из-за недееспособности: зазоры так разбивались, поверхности так изнашивались, что обратка становилась гораздо больше по объему, чем прямая перекачка. Насос терял способность создавать давление и даже просто подавать в камеру сгорания хоть сколько-то топлива.
И вот плохая новость: стимул больше не действует. Нежные дизеля 21 века требуют самой высокой толерантности от водителя и ремонтника.